|
13.06.2015
Проблемные вопросы производственной деятельности предприятий теплоснабжения.Комментарии (2)Оставить комментарий |
|
13.06.2015
Проблемные вопросы производственной деятельности предприятий теплоснабжения.Комментарии (2)Оставить комментарий |
работодателей в сфере ЖКХ? В Орловской области на 4-5 организаций, защищающих интересы потребителей услуг ЖКХ только Ассоциация ОЖКХОО пытается объединить предприятия для дальнейшей совместной работы по защите своих прав и законнвх интересов. Голос одного предприятия, даже достаточно крупного мало кто услышит, а голос многих даже мелких предприятий отрасли проигнорировать будет достаточно сложно. В этой связи хочу приложить текст совместного обращения членов Регионального объединения работодателей-предприятий ЖКХ Ленинградской области И Ассоциации ОЖКХ Орловской области к Правительству РФ и к руководителю профильного комитета Гос. думы.
Председателю Правительства
191311, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного д. 3
тел./факс (812) 331-83-15 Internet: www.zkh.ru E-mail: lenobl@zkh.ru
Исх. № _____ / __ от ___.08.2015 г.
__________________________________
Российской Федерации
Д.А. Медведеву
_____________________________________
Копия
Председателю
Комитета Государственной Думы Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Г. П. Хованской
_____________________________________
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
К Вам обращаются Председатель правления Регионального отраслевого объединения работодателей предприятий ЖКХ Ленинградской области и Генеральный директор Ассоциации организаций жилищно-коммунального хозяйства Орловской области по поручению руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере оказания коммунальных услуг населению в населённых пунктах Ленинградской и Орловской областей, входящих в состав членов, указанных выше некоммерческих организаций.
На рынке энергоснабжения Ленинградской и Орловской областей сложилась практика одностороннего установления цен по нерегулируемому тарифу за энергопотребление ресурсоснабжающих организаций жилищно-коммунальной отрасли, осуществляющих деятельность по водоснабжению, водоотведению, отоплению жилых домов сельских населённых пунктов по нерегулируемым или коммерческим тарифам. В то время как эти организации оказывают жилищно-коммунальные услуги населению по жёстко регулируемым тарифам, согласно требованиям нормативно-правовых актов. При этом указанным организациям по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов устанавливается единый тариф, как для оказания коммунальных услуг населению в населённых пунктах, так и для оказания услуг юридическим и физическим лицам (субъектам хозяйственно-коммерческой деятельности).
В результате такого положения дел затраты ресурсоснабжающих организаций Орловской области на оплату энергопотребления только в 2014 году выросли в среднем на 200%, что составляет от 50-75% себестоимости, оказываемых услуг населению по водоснабжению и водоотведению, при этом доля затрат на энергопотребление в себестоимости предоставляемых коммунальных услуг населению в 2014 году выросла в 3,3 раза, а тариф на услуги водоснабжения и водоотведения увеличился лишь на 4%. Максимальная величина роста тарифов на коммунальные услуги в Орловской области в 2015 г. в среднем не превышает 5-6%.
Аналогичное положение и у предприятий, оказывающих услуги по теплоснабжению, только у них к затратам на энергопотребление прибавляются ещё и расходы на потребление природного газа, что в общем объёме составляет более 71% от тарифной стоимости 1-ой гигакалории. т. е. на все остальные расходы теплоснабжающей организации остаётся только 28-29%. И это при том, что при установлении абонентами приборов учёта у теплоснабжающих предприятий появляются выпадающие доходы, объём которых доходит до 13% т.к. тариф на тепло, по прежнему определяется по методике МДК 4-05.2004, утверждённой заместителем председателя Госстроя России ещё в 12.08.2003 г. в п. 1.2 которой указано о том, что настоящая методика не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей). Мы неоднократно ранее обращались в выше стоящие инстанции с просьбой изменить способ определения теплопотребления так как это делается при проектировании зданий и сооружений, однако по настоящее время никаких изменений не внесено.
Говоря о экономических потерях коммунальных предприятий, следует отметить и такие расходы, которые не включены в тариф ресурсоснабжающих предприятий, а именно:
- расходов на оплату услуг расчётно-кассовых и прочих процессинго-биллинговых организаций, в связи с положением п. 27 Методических указаний, утверждённых Приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. №1746-Э, даже в тех случаях, когда расчёты потребители осуществляют на прямую с ресурсоснабжающей организацией;
-расходы на устранение выявленных в ходе плановых и неплановых проверок многочисленных надзорных и лицензирующих органов, которые часто требуют серьёзных капиталовложений, а также расходов на оплату штрафных выплат, размер которых постоянно растёт и зачастую суммы штрафных санкций значительно превышают суммы, которые предприятие может выделить для устранения выявленных недостатков.
В связи с этим считаем необходимым рассмотреть вопрос о внесении изменений и поправок в ряд статей кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» на предмет введения дифференцированного подхода при определении размера штрафа в отношении юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в социально-значимых отраслях экономики, к коим безусловно следует отнести жилищно-коммунальную отрасль, а также предприятий малого и среднего бизнеса, работающих по жёстко регулируемым тарифам, в части снижения минимального размера штрафа на 30-50% или установления его пропорционально получаемым доходам. А также предусмотреть возможность применения такой меры пресечения как административное предупреждение, для юридических лиц, совершивших административное правонарушение впервые. Это необходимо сделать ещё и по тому, что причиной большинства вскрываемых нарушений как правило является отсутствие необходимого финансирования по статьям расходов, не включенных в тариф.
Сложившееся положение приводит к разорению предприятий малого и среднего бизнеса жилищно-коммунального комплекса. В Орловской области только в 2014 году прекратили свою производственную деятельность 5 ресурсоснабжающих организаций, осуществлявших водоснабжение населённых пунктов в сельской местности. Замещение данных организаций на рынке предоставления коммунальных услуг является длительным и трудоёмким процессом, поскольку сопряжено с необходимостью организации и проведения конкурсов на оформление концессионных соглашений на право владения и осуществления технической эксплуатации инженерных сетей и коммуникаций жилищно-коммунальной инфраструктуры, которые являются муниципальным имуществом, оформления лицензий на недропользование и другими правоприменительными процедурами. Кроме того, принимая во внимание крайне низкий процент рентабельности, а зачастую отсутствие таковой, мало кто из хозяйствующих субъектов изъявляет желание участвовать в конкурсах на право владения и эксплуатации указанными инженерными сетями и коммуникациями, коэффициент износа которых от 70-90 %, что ставит под вопрос процесс реализации программы инвестирования в отрасль средств частного капитала, путём заключения концессионных соглашений.
Вариантов выхода из сложившегося положения, по нашему мнению, два, а именно:
Вариант-1: Увеличение тарифов на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение как минимум в 1,5-2 раза. Как предлагает Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (РАВВ) в своём обращении в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и в Госдуму, в связи с резким ростом цен на промышленные реагенты, применяющиеся для очистки воды. В данном обращении предлагается в очередной раз залезть в карман к населению путём очередного повышения тарифа на данный вид коммунальной услуги, что само по себе мера крайне непопулярная, следовательно, наверняка неприемлемая, т. к. депутаты Волгоградской областной думы и ряда других регионов направили обращение в правительство, с просьбой ввести мораторий на рост тарифов на электроэнергию, газ, водоснабжение и прочие коммунальные услуги на ближайшие 3 года.
Наиболее приемлемые на наш взгляд варианты:
Вариант-2: Приравнять ресурсоснабжающие организации, жилищно-коммунальной отрасли, осуществляющие деятельность по водоснабжению, водоотведению, отоплению жилых домов в населённых пунктах по оплате энергопотребления к категориям, приравненным к населению. Для чего внести соответствующие поправки в положения четвёртого абзаца п.71.1 и п. 4 Приложения №1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в п.5 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 и в соответствующие статьи федерального закона от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике». Где чётко и определённо указать данные организации, независимо от того осуществляют они коммерческую профессиональную деятельность или нет, как приравненные по оплате за потреблённую электрическую энергию (мощность) к регулируемому тарифу для населения. Тем самым урезать «аппетиты» сложившихся естественных монополий на розничных рынках энергоснабжения в регионах. Отдельно стоит отметить, что Ассоциации поддерживают законопроект Минстроя РФ о прямых договорах между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
Вариант-3: Рассмотреть вопрос о введении перекрёстного субсидирования на коммунальные услуги водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения по аналогии с электроснабжением, где в настоящее время чётко установлен регулируемый тариф для населения и приравненных к нему категорий и нерегулируемый тариф для всех прочих категорий, как правило это субъекты хозяйственно-коммерческой деятельности. При этом тариф оплаты электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий в три раза ниже нерегулируемого тарифа.
В противном случае все инвестиционные программы и проекты органов местного самоуправления, которые в настоящее время рождаются в муках, так и останутся благими пожеланиями из-за отсутствия инвесторов, готовых работать себе в убыток, инвестируя свои или заёмные средства в проекты, по которым возврат вложенных капиталов на прямую зависит от жёстко ограниченного тарифа. Тем более, что подавляющее большинство кредитных организаций отказывают в кредите из-за отсутствия у ресурсоснабжающих организаций необходимой залоговой массы, или предлагают заведомо кабальную процентную ставку.
Принимая во внимание такое положение дел считаем необходимым рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в действующие федеральные законы на предмет возможности продления или автоматического пролонгирования имеющихся договорных арендных правоотношений между органами местного самоуправления и действующими ресурсоснабжающими организациями на право владения, пользования инженерными сетями и сооружениями водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах, с целью создания условий для дальнейшего концессионного оформления указанных правоотношений. Данное предложение продиктовано ещё и тем, что многие органы местного самоуправления административных районов после перехода соответствующих полномочий ещё не оформили в собственность надлежащим образом указанные инженерные сети и коммуникации и не имеют чётко сформулированных программ и положений для организации и проведения всех, предусмотренных законодательством процедур.
Информируя Вас о вышеизложенном убедительно просим рассмотреть наши предложения, продиктованные прежде всего соображениями хозяйственной целесообразности и практическим опытом руководителей более 50-ти предприятий жилищно-коммунальной отрасли.
С глубоким уважением,
Председатель
Правления Регионального отраслевого объединения
работодателей – предприятий
жилищно-коммунального хозяйства
Ленинградской области С. А Дроздов
Генеральный директор
Ассоциации организаций жилищно-коммунального
хозяйства Орловской области И. А. Михайлов